19 августа 2023 года руководитель Отдела политологии Института соципльно-политических исследований (ИСПИ) ФНИСЦ РАН, доктор политических наук Б.П. Гуселетов принял участие в семинаре БРИКС по управлению и культурным обменам 2023, который прошел в г. Йоханнесбурге (ЮАР) накануне саммита БРИСК. Семинар был организован Отделом рекламы Центрального комитета КПК, Китайской Группой международных коммуникаций, Национальной школой государственного управления Южной Африки, Исследовательским советом по гуманитарным наукам Южная Африка, и Академией современного Китая и мировых исследований, китайским Центром изучения Европы и Африки. Основной темой семинара стала реализация глобальной цивилизационной инициативы и совместное изучение пути модернизации.
Б.П. Гуселетов принял участие в сессии “Приверженность взаимному обучению между цивилизациями, совместное содействие стабильному и далеко идущему развитию БРИКС”, выступив с научным докладом на тему “О дальнейших перспективах развития БРИКС”. Автор отметил, что в 2021 году на экономику стран БРИКС приходилось около 25,24% от общего объёма мировой экономики и 17,9% от общего объёма мировой торговли. При этом общий объём товарооборота в 2022 году достиг 8549,8 млрд в эквиваленте долл. США, увеличившись на 33,4% по сравнению с 2021 годом. В 2022 году объём двусторонней торговли между КНР и странами БРИКС превысил 550 млрд в эквиваленте долл. США, увеличившись на 12,9% год к году.
После саммита БРИКС 2022 года заявку на присоединение к этой организации подали Аргентина, Иран и Алжир, а также 12 стран проявили свою заинтересованность в присоединении к платформе. Москва и Пекин положительно оценивают перспективы дальнейщего расширения БРИКС.
Учитывая определенную положительную динамику развития объединения, многие специалисты отмечают и новые вызовы, которые стоят перед БРИКС в новых условиях. Прежде всего, изменилась внешняя среда для сотрудничества в рамках БРИКС. Резко усилившаяся на фоне конфликта вокруг Украины политизированная критика механизма БРИКС оказала негативное влияние на развитие сотрудничества в рамках организации и формата БРИКС+. Одностороннее и нелегетимное санкционное давление стран коллективного Запада несколько осложнило взаимодействие стран-членов в продовольственной, энергетической и финансовой сферах.
Для улучшения координации взаимодействия стран БРИКС России и КНР необходимо содействовать сближению позиций участников по основным международным и региональным вопросам, сопряжению стратегий по вопросам национального развития, совершенствованию гарантийных механизмов многостороннего сотрудничества, а также способствовать обеспечению открытости и стабильности региональных и глобальных цепочек поставок. Китайские эксперты уверены, что Россия и КНР обладают большими возможностями для формирования концептуальных ориентиров организации и внутренних норм взаимодействия, повестки дня и плана долгосрочного развития БРИКС.
Для улучшения координации взаимодействия стран БРИКС необходимо содействовать сближению позиций участников по основным международным и региональным вопросам, сопряжению стратегий по вопросам национального развития, совершенствованию гарантийных механизмов многостороннего сотрудничества, а также способствовать обеспечению открытости и стабильности региональных и глобальных цепочек поставок. Необходимость дальнейшего расширения возможностей и повышения стратегической значимости объединений отражается как в двусторонних политических документах и совместных заявлениях лидеров, так и в собственных внешнеполитических концепциях двух стран.