Социальное регулирование в цифровом обществе: проблемы и перспективы

8 ноября 2018 г.в ИСПИ РАН состоялся Научно-методологический семинар «Социальное регулирование в цифровом обществе: проблемы и перспективы» (организатор – Центр правового обеспечения социально-политических процессов, руководитель – д.ю.н., профессор С.М.Шахрай).

Помимо исследователей ИСПИ РАН в работе семинара приняли участие коллеги из Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, а также магистранты второго года обучения Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова.

Работу семинара открыл его модератор – заместитель директора ИСПИ РАН Вадим Александрович Безвербный.

В своем научном докладе «Цифровая конституция – матрица правовой системы цифрового общества»Сергей Михайлович Шахрай обосновал необходимость сосредоточения внимания исследователей на поиске инструментов, способных обеспечить для государства и общества возможность эффективно регулировать «цифровую стихию» – новые социальные, политические, экономические процессы, происходящие в киберпространстве. Он указал, что эта ситуация является настоящим вызовом для общественных наук, поскольку быстро меняющийся мир требует соответствующей скорости реации со стороны ученых.

Харктеризуя особенности «тотально цифрового общества» и происходящих в нем перемен, С.М.Шахрай особо подчеркнул важность разграничения понятий «цифровое право» и «право цифрового общества».

Докладчик познакомил участников семинара с идеями создания «Цифровой Конституции» как «матрицы», которая составит «базу согласия» и даст стимул для становления основ нового социального порядка в «тотально цифровом мире». По его мнению, стартовой позицией должно стать определение и закрепление прав и свобод человека и гражданина, которые должны быть защищены в цифровом пространстве так же надежно, как и в реальном.

С.М. Шахрай также представил свои прогнозы о возможных изменениях в функционировании различных политико-правовых механизмов и институтов системе государственной власти в условиях цифрового мира. Кроме того, он отметил важность исследования потенциально возможных «цифровых политических режимов» и тех особенностей, которые цифровые технологии приносят в систему отношений человека, общества и государства. В качестве одного из примеров потдверждающих острую актуальность этой проблемы, С.М.Шахрай представил информацию о проекте создания системы «кредита социального доверия» (индивидуального рейтинга граждан) в КНР.

Оживленную дискуссию вызвал доклад ведущего научного сотрудника Центра правового обеспечения социально-политических процессов, кандидата технических наук Андрея Александровича Яника «Цифровое общество и проблемы управления: как успевать за переменами».

Отметив, что собственно цифровизация – это лишь «надводная часть» огромного айсберга под названием «современная социальная реальность», он подчеркнул, что «современный цифровой мир – это, прежде всего, мир быстрых перемен, мир нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности», поэтому анализ проблем и перспектив регулирования должен учитывать воздействие этих внешних вызовов.

А.А.Яник отметил, что «в современном мире жесткой глобальной конкуренции, эффективное регулирование нужно, прежде всего, для того, чтобы страна могла надежно обеспечивать благоприятные условия для развития своей экономики, независимо от того, как меняется внешняя ситуация».

В качестве одного из примеров докладчик представил результаты углубленного исследования перемен, которые происходят в национальных системах государственного управления развитием космического сектора экономики (casestudy). Актуальность выбора именно этого объекта обосновывается тем обстоятельством, что в современных условиях именно космос является одним из ключевых драйверов развития «земной экономики» и перехода к инновационной модели развития.

Результаты этого и других «прицельных» исследований, проведенных сотрудниками Центра, позволили докладчику сделать следующие заключения

  1. В цифровую эпоху принципиальная модель демократической системы управления (с разделением властей, диалогом общества и государства, политическим плюрализмом) не теряет своей актуальности.
  2. Возможность повышения быстродействия и эффективности систем государственного управления зависит от роста их инновативности и инновационности. Кроме того, позитивное воздействие оказывает усиление в системе государственного управления роли институтов внешнего государственного контроля.
  3. Поскольку инновативность – свойство, неотделимое от личности, роль «человеческого капитала» и значение инвестиций в него еще больше возрастает именно в цифровую эпоху.

Завершил семинар доклад ведущего научного сотрудника Центра, кандидата политических наук Светланы Михайловны Поповой «Механизмы обратной связи в цифровом обществе: «клиентоориентированное государство» или власть ‘цифровой толпы’?».

Кратко продемонстрировав теоретико-методологическую базу, составившую основу исследовательских разработок Центра, С.М. Попова более детально проанализировала позитивные и проблемные аспекты происходящей «цифровизации отношений» власти и общества.

Новые технологии, рост значения социальных сетей, возможность прямых контактов между людьми и организациями привели к широкому использованию «клиентоориентированных стратегий» и «гибких методов» в самых различных сферах жизни – от разработки продукции или управления проектами до государственного управления. Органы власти уже не одно десятилетие активно осваивают возможности информационно-коммуникационных технологий взаимодействия с общественностью как конечным потребителем государственных услуг, однако на сегодняшний день этот процесс остается амбивалентным. В частности, в докладе были продемонстрированы такие, требующие анализа и учета аспекты, как наличие «цифрового неравенства», риски возникновения «власти цифовой толпы», возможности манипулирования «цифровыми референдумами» и др.

Как подчеркнула С.М. Попова, «приоритетность реакции государства на сигналы лишь части социума – “интернет-пользователей”, которая не является пока репрезентативным представителем всего общества, может вести к серьезным искажениям в системе управления в целом, а привлекательная идея проведения интернет-референдумов по любым вопросам жизни города, региона или государства способна привести к эскалации популизма и усилению охлократических тенденций».

Подводя итог дискуссиям, В.А. Безвербный отметил в качестве важного результата семинара стремление участников к дальнейшему расширению научного сотрудничества как среди различных подразделений ИСПИ РАН, так и с другими исследовательскими институтами и университетами.