30 мая 2019 г. в ИСПИ РАН в 15:00 выступила Садовская Елена Юрьевна с докладом на тему: «Китайское присутствие в Центральной Азии: экономическое, социальное, демографическое измерение (на примере Казахстана)».
Садовская Елена Юрьевна – кандидат философских наук, международный консультант по миграции и миграционной политике в Казахстане и Центральной Азии (Алма-Ата), эксперт Исследовательского Совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований ИНП РАН (Москва), член Международной сети экспертов по миграции GMPA (Женева) и других ассоциаций и профессиональных союзов. Сотрудничала с МОМ, МОТ, ЮНФПА, УВКБ ООН, ЮНЕСКО, Европейской комиссией, Всемирным банком, другими международными организациями. Автор многочисленных научных публикаций, включая пять монографий.
Трудно в настоящее время назвать какую-нибудь тему исследования в области экономических, социальных или демографических процессов, чтобы она тем или иным образом не имела отношение, соответственно, к экономическому, социальному или демографическому развитию Китая. Поэтому, огромный интерес к выступлению Елены Юрьевны был проявлен уже в его преддверии со стороны буквально всех сотрудников ИСПИ РАН, как по тематике ее доклада, так и особенно, к авторской точке зрения на проблему. Поскольку трудно, на наш взгляд, невозможно, назвать другого автора, который был бы столь профессионален и осведомлен в отношении вопросов не столько социально-экономического, сколько, подчеркнем, социально-демографического развития Казахстана, особенно – в сфере процессов миграции вот уже на протяжении многих десятилетий и советского, и постсоветского периода.
Остановимся кратко на тех аспектах означенной выше проблемы – китайского присутствия в странах Центральной Азии на примере Республики Казахстан (далее – РК), которые лежат в основе интенсивного взаимодействия РК и КНР в настоящее время. По мнению Е.Ю. Садовской, в первую очередь, это совместные экономические интересы, которые формируются на фоне постоянного и все возрастающего объема китайских инвестиций во многие сферы жизни РК. Безусловно, с одной стороны, они способствуют диверсификации отраслевой структуры РК, модернизации ее устаревшей производственной и социальной инфраструктуры. С другой стороны, как подчеркнуто уже в конце лекции, КНР всегда на первое место ставит свои собственные интересы. Поэтому и китайские кредиты имеют свою специфику – они предусматривают возврат не только денежных средств, но и целевое назначение их применения – в основном, на покупку технологий и оборудования для совместных предприятий. Те же собственные цели, преследует и активное участие КНР в регулировании образовательной миграции в РК. В том числе – и в безвозмездном обучении не одного десятка тысяч студентов на территории КНР. Это создает базу для подготовки – со знанием китайского языка, их к работе на совместных предприятиях на территории РК. В других случаях – способствует трансформации временных видов образовательной миграции граждан РК в постоянные виды миграции в КНР со сменой гражданства. Поскольку двойное гражданство в КНР не приветствуется. Власти РК ощущают такую направленность, «китайский вектор» взаимосвязей КНР и РК, и, в определенной, степени пытаются ей противостоять. В частности, в 2011 г. был принят закон, по которому китайские мигранты не могут трудиться на территории РК более 1 года. Исключение сделано лицам с высокой квалификацией – до 2-5 лет. Естественно, объективно это не способствует, а тормозит прибытие мигрантов из КНР. В лекции приведены многие другие интересные моменты, характеризующие миграционные взаимосвязи, препятствующие, с одной стороны, проникновению китайского влияния на развитие Казахстана, с другой стороны, эффективность политики «мягкой силы» КНР, особенно – в отношении стран Центральной Азии на постсоветском пространстве. Обусловлены они отношением КНР к ЦА как к «безопасной зоне», «заднему двору» своего общемирового развития. Поскольку в КНР существуют и соблюдаются многовековые традиции «многослойности» в решении как межгосударственных, так и внутренних проблем, создающих неповторимую специфику этому государству.